![](/upload/medialibrary/d70/d70a3030d7e0752e15756306d222f2b8.jpg)
Роботизированные самосвалы БЕЛАЗ грузоподъемностью 130 тонн работают на угольном разрезе участка открытых горных работ «Абаканский» разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия» в паре с экскаватором ЭКГ-8У. Беспилотные карьерные самосвалы двигаются по выделенному участку разреза протяженностью 1 350 метров и перевозят вскрышную породу. В настоящее время идет оптимизация под конкретные геологические условия разреза, чтобы максимизировать эффективность цикла перевозки. В дальнейшем планируется, что эксплуатация роботов перейдет в круглосуточный режим и этот цикл будет повторяться без необходимости непосредственного участия человека в этом процессе.
![](/upload/medialibrary/223/2239292bd0ac5f3ed94f692acdd7ce3f.jpg)
Одновременное движение сразу двух самосвалов на одном участке – самая технологически сложная часть проекта. Для реализации разъезда двух машин созданы специальные алгоритмы, позволяющие выбрать оптимальную очередность движения самосвала. На участке также имеется пересечение с технологической дорогой общего пользования, для переезда которой реализован алгоритм автоматизированного управления шлагбаумами и светофорами на перекрестке.
![](/upload/medialibrary/1c2/1c27178b526911244c83f67a0d32e1dc.jpg)
![](/upload/medialibrary/32d/32df3a715be2e6c87ff9793b5e5fafcd.jpg)
Технология внедряется ОАО «БЕЛАЗ», производителем карьерной техники, совместно с компанией «ВИСТ Групп» (входит в ГК «Цифра»), одним из лидеров в области цифровизации предприятий горно-металлургической промышленности.
![](/upload/medialibrary/d16/d16b2cd8b9be70752ae57914eb296ffd.jpg)
– Испытания автономных самосвалов в условиях действующего угольного разреза – важный шаг в реализации технологии безлюдной добычи и перевозки. Этот проект мы реализуем вместе с нашими технологическими партнерами – СУЭК и БЕЛАЗ, уверен, что успех этого проекта станет важным этапом развития для всех участников, – говорит генеральный директор «ВИСТ Групп» Дмитрий Владимиров.
![](/upload/medialibrary/b7b/b7b323be507532a42370340fd645de2a.jpg)
Как отметили представители Белорусского автомобильного завода, роботизированные самосвалы являются неотъемлемой частью проекта «Интеллектуальный карьер» – технологии управления процессами добычи и транспортировки на горнодобывающих предприятиях в полностью автономном режиме. Роботизация горнодобычи – перспективное направление, позволяющее вывести оператора карьерного самосвала из-под воздействий вредных производственных факторов согласно требованиям техники безопасности труда для персонала, находящегося в карьере, решить проблему управления самосвалов в удаленных и труднодоступных местах, максимально увеличить эффективность парка техники, решить проблему нехватки квалифицированных кадров и др. К самосвалам-роботам уже проявляют особый интерес в России, Чили, Перу и других странах, особенно в карьерах, где человеку работать небезопасно по многим причинам.
![](/upload/medialibrary/36d/36dc9aa33f9a69eb7b04843a64851445.jpg)
Сегодня же основной ожидаемый эффект от использования роботизированной техники – уменьшение затрат на эксплуатацию машин, изменение параметров ведения горных работ (ширина зоны погрузки, дорог, изменение углов бортов карьера).
Роботизация техники «БЕЛАЗ» призвана повысить ее производительность, безопасность и эксплуатационную эффективность за счет автоматизации процесса погрузочно-доставочных работ.