4 Апреля 2016
Г.Б. Гусаков, инженер по НТИ УГК НТЦ 1-ой категории

Современная мировая горнодобывающая промышленность переживает не лучшие времена. На фоне затянувшегося экономического кризиса условия конкуренции среди производителей карьерной техники стали гораздо жестче. В настоящий момент основные горнодобывающие компании отдают предпочтение машинам, способным обеспечить наибольшую производительность при наименьших затратах. ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (далее – ОАО «БЕЛАЗ» ) является одним из ведущих мировых производителей карьерной и дорожно-строительной техники, который не только выпускает именно такую качественную конкурентоспособную продукцию, но и ежегодно предлагает своим потребителям новые образцы наиболее востребованной техники.
Накопленный уникальный опыт и подтвердившая свою высокую эффективность система разработки, испытаний и постановки на производство новой продукции (на БЕЛАЗе), получили дополнительное развитие после создания собственного научно-технического центра в составе управления главного конструктора карьерной техники, отдела главного конструктора подземной и строительно-дорожной техники, экспериментального цеха и испытательной лаборатории с испытательным полигоном. За последние время на ОАО «БЕЛАЗ» разработаны и воплощены в металл несколько новых прорывных (наукоёмких) проектов:
Первый проект расширил диапазон применения электромеханической трансмиссии (ЭМТ) на карьерных самосвалах в сторону снижения их грузоподъёмности. Этот шаг оказался нетрадиционным для мировых производителей карьерной техники, т.к. в мировой практике ее создания считалось, что на самосвалах грузоподъемностью до 100 т наиболее эффективна гидромеханическая трансмиссия (ГМТ). Однако в 2012 г. впервые в мире был разработан и изготовлен карьерный самосвал БелАЗ-75581 грузоподъемностью 90 т с электромеханической трансмиссией четвёртого поколения. В настоящее время самосвал успешно эксплуатируется в карьерах Российской Федерации, Казахстана, ЮАР и в сравнении с самосвалами такой же грузоподъёмности, но с ГМТ, имеет лучший показатель по себестоимости тонно-километр перевозимого груза.

DSC_6275.JPG
             Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75581 в условиях эксплуатации в карьере

Такого успеха позволили добиться преимущества электрического привода над применяемым ранее гидромеханическим:
- улучшились тяговые, скоростные и тормозные характеристики самосвала;
- повысилась его эксплуатационная надёжность, снизились затраты на техническое обслуживание и ремонты.
Второй проект – самый большой в линейке предприятия фронтальный погрузчик БЕЛАЗ-78250 с ковшом объемом 11,5 м³ и грузоподъемностью 20-22 т. Это вдвое больше, чем у предшественника – БЕЛАЗ-7822: вместимость его ковша составляет 6 м³, грузоподъемность – 10 т. Впрочем, крупногабаритность – не единственное, чем выделяется новый погрузчик среди другой техники, выпускаемой нашим предприятием. Уникальность этой машины обеспечивают прогрессивные технические решения по целому ряду систем и узлов:

pogruzka.jpg
                         Новый погрузчик БЕЛАЗ-78250 с ковшом объемом 11,5 м3

  • электромеханическая трансмиссия (ЭМТ) переменного тока производства Санкт-Петербургского завода «Электросила», филиала ОАО «Силовые машины»; погрузчики серии БЕЛАЗ-7822 оснащались гидромеханической трансмиссией (ГМТ);
  • унификация узлов с 90-тонным карьерным самосвалом БЕЛАЗ-75581;
  • современная объединенная гидросистема, призванная обеспечить надежность и высокую динамику работы погрузчика БЕЛАЗ-78250, полностью управляемая компьютером;
  • нестандартное рулевое управление: в кабине нового погрузчика вместо привычного для наших машин руля установлены два электронных джойстика: правый отвечает за рабочее оборудование (нечто подобное применяется и на наших серийных погрузчиках), а левый выполняет функции рулевого колеса и управляет электротрансмиссией;
  • система автоматического позиционирования рабочего оборудования, позволяющая водителю-оператору автоматически осуществлять поднятие ковша на предварительно установленную высоту и возвращать его в рабочее положение;
  • система взвешивания поднимаемого груза позволяет просуммировать данные по каждому рабочему циклу и определить, насколько загружен самосвал. Эта информация отображается на жидкокристаллическом дисплее, размещенном на панели приборов в кабине погрузчика.
Новый погрузчик был показан в работе в паре с карьерным самосвалом грузоподъемностью 130 т в апреле 2015 г., когда потребители техники ОАО «БЕЛАЗ» и партнеры съехались в Жодино на традиционную научно-техническую конференцию. Кстати, в 2015 г. конференция была приурочена к 55-летию управления главного конструктора научно-технического центра ОАО «БЕЛАЗ».
Третий проект демонстрирует новую разработку в линейке шахтных самосвалов грузоподъемностью 25 т производства филиала ОАО «БЕЛАЗ» в г. Могилеве.
Самосвал шахтный МОАЗ-75290 предназначен для транспортировки и самосвальной разгрузки горной массы в подземных условиях, не опасных по пыли и газу, а также вне автомобильных дорог общего пользования в условиях открытой добычи полезных ископаемых.
При разработке машины был учтен опыт эксплуатации аналогичной техники МОАЗ предыдущего поколения, учтены замечания и пожелания эксплуатирующих организаций. В результате для повышения маневренности машины уменьшены ее ширина до (2,5 м) и колесная база (до 5 м), что в свою очередь позволило сократить радиус поворота по крайней выступающей кромки до 7,8 м против 8,5 м у серийной машины МОАЗ-7529. Вместе с тем при более компактных габаритных размерах новой машины по сравнению с предшественником ее грузоподъёмность увеличена до 25 т.
На МОАЗ-75290 установлены следующие системы и узлы:
– Ведущие мосты собственного производства с многодисковыми тормозами обратного действия типа SAHR, повышающие надежность и безопасность при движении на подъемах и спусках в подземных условиях.
– Современный двигатель мощностью 280 л.с. с электронной системой управления и диагностики, с использованием инновационных дизельных технологий и высококачественных комплектующих. Двигатель оснащен системой нейтрализации отработавших газов, имеющей две ступени очистки: каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр.
– Колесная формула 4x4, сочленение полурам с горизонтальным и вертикальным шарнирами, блокируемые межколесные дифференциалы заднего моста обеспечивают высокую проходимость самосвала.
– Подвеска переднего моста выполнена на качающейся балке с углом качания ±10° и двумя пневмогидравлическими амортизаторами, задний мост установлен жестко, благодаря чему реализуется плавное движение машины.
– Современная термо- и шумоизолированная кабина МОАЗ-75290 оборудована системами:
    - освещения и визуального контроля, обеспечивающими хорошую видимость рабочей зоны;
    - оттаивания передних и задних стекол с защитными решетками (по заказу);
    - безопасности ROPS и FOPS, повышающей безопасность труда водителя;
    - фильтрации воздуха, принудительной вентиляции и отопления.
– Гидравлическая система, объединенная для рулевого управления и подъема кузова. В системе предусмотрены:
    - сброс остаточного давления в гидравлическом контуре;
    - возможность аварийного опускания кузова при неработающем двигателе, предотвращающее движение самосвала со скоростью более 10 км/ч при неподнятом кузове.
В настоящее время филиалом проводятся плановые испытания машины.
Четвертый проект, расширивший границы воображения потребителей - роботизированный самосвал БЕЛАЗ грузоподъемностью 130 т.

ROBOT.jpg
          Роботизированный карьерный самосвал БЕЛАЗ грузоподъемностью 130 т

В отличие от своего предшественника – самосвала с дистанционным управлением – роботизированный вариант способен двигаться по заранее заданному маршруту. В процессе движения самосвала к диспетчеру по беспроводному каналу связи поступает вся необходимая информация о дорожной обстановке, состоянии систем управления. Движение самосвала к месту погрузки или разгрузки в автономном режиме обеспечивается высокоточной системой спутниковой навигации GPS/Глонасс. Оптико-электронная система, установленная на самосвале, обеспечивает безопасность вождения машины при любых погодных и климатических условиях, а также в любое время суток.
Эта разработка призвана снизить риск для человека при работе в местах с опасными условиями эксплуатации, а также устранить воздействие на организм водителя вредных факторов окружающей среды.
Необходимо также отметить, что опытный оператор в непрерывном технологическом цикле успешно управляет четырьмя-пятью роботизированными самосвалами, находясь в офисе.
На сегодняшний день по заказу потребителей завод готов устанавливать оборудование для роботизированного управления на любую модель карьерного самосвала БЕЛАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъёмностью от 90 до 450 т.
Дальнейшее развитие конструкции самосвала предполагает разработку полностью автономно управляемой машины без прямого участия человека.
Пятый проект открыл заглавную в мировой практике страницу в новом классе самосвалов сверх большой грузоподъемности - свыше 450 т.
Впервые в мире за счёт комплекса оригинальных новаторских инновационных технических решений специалистам БЕЛАЗа удалось сконструировать и создать карьерный самосвал наивысшей грузоподъёмности – БЕЛАЗ-75710. Впервые за всё время существования мирового рынка карьерной техники карьерный самосвал с маркой «БЕЛАЗ» вышел на первое место по грузоподъёмности и был включен в книгу рекордов Гиннеса в номинациях «Самый большой двухосный самосвал» и «Самая большая платформа с объемом кузова 645,4 м3».
При создании БЕЛАЗ-75710 конструкторы завода отошли от классической схемы проектирования карьерных самосвалов. За основу было принято направление на достижение надёжности, компактности, существенного увеличения производительности в сочетании с выполнением требований международных и европейских стандартов по безопасности.

IMG_5485.JPG
   Самый крупный в мире карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т

Уникальность самосвала БЕЛАЗ-75710 обеспечивают новые, прогрессивные технические решения по целому ряду систем и узлов:
  • наивысшая грузоподъёмность и высокая проходимость достигнуты за счёт применения восьми шин и полного привода всех колёс;
  • высокая маневренность обеспечена применением двух поворотных осей и оригинальной кинематики поворота;
  • высокая устойчивость самосвала достигнута установкой стоек стабилизаторов, что является ноу-хау в системе подвески;
  • экономичность расхода топлива обеспечена применением оптимального алгоритма работы двухдизельной моторной установки. Суммарная мощность силовых модулей составляет 4600 л.с.
  • высокая производительность, надёжность и безопасность эксплуатации - за счёт применения электромеханической трансмиссии переменного тока с электрическими дифференциалами и противобуксовочной системой.
Этот исполин может преодолевать кратковременные продольные уклоны дорог до 18%. Его максимальная скорость – 64 км/ч.
Расчётная производительность нового самосвала на 25 % выше существующих карьерных самосвалов наивысшей грузоподъёмности.
НТЦ ОАО БЕЛАЗ предприятия определены основные направления развития карьерной и горнодобывающей техники до 2020 г., которые позволят своевременно реагировать на все изменения на рынке в части выпуска новых видов продукции, её модернизации по заявкам потребителей.
Сегодня первое шасси БЕЛАЗ-75710 успешно эксплуатируется в разрезе «Черниговец» (Российская Федерация), где с декабря 2014 г. самосвал занят на вывозе вскрыши, работая в круглосуточном режиме. В ОАО «БЕЛАЗ» ежедневно отслеживают результаты работы машины. По данным на январь 2016 г. БЕЛАЗ-75710 преодолел рубеж по перевозке горной массы в 5 млн. 226 тыс. 311 т при грузообороте в 13 млн.221 тыс. 081 т.км. Пробег самосвала составил 61 тыс. 174 км при наработке 5 тыс. 900 моточасов (в наряде).

75710_2.jpg
                     БЕЛАЗ-75710 под погрузкой в разрезе «Черниговец» (Россия)

Следует отметить, что современное высокое качество продукции ОАО «БЕЛАЗ» – результат работы всего предприятия: это не только надежные конструкция и технология производства, а прежде всего, люди – инженеры и рабочие, руками которых создается эта уникальная техника, отвечающая самым строгим требованиям и пожеланиям потребителей.